Результаты обучения в ITV PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
17.12.2009 04:00

C 9 по 11 декабря начальником отдела СИТЗ и монтажа и главным конструктором ЗАО "Амулет" были прослушаны курсы по работе с системой "Интеллект" с обучением в организации ITV.

Было очень интересно ознакомиться с предложенным материалом и исповедуемой идеологией.
Впечатления очень хорошие, возможности системы воистину гигантские и Заказчики/Пользователи этой системы без сомнения "сели на ITV-ишную иглу".
По своим масштабам «Интеллект» способен удовлетворить взыскательного потребителя, но сложность продукта - не для среднего ума, как говорили у нас в общежитии МЭИ.
Для ее эксплуатации требуется поддерживающий штат весьма квалифицированных инженеров, проектировщиков и в конечном итоге встает вопрос: только ли на себя работают эти народные массы? Возникает противоречие между необходимостью создания сложных интегрированных систем безопасности на объекте и достаточностью компонентов в этой системе.

Из теории систем следует, что существуют три класса моделей: анализа, синтеза и управления.
На мой субъективный взгляд, разработка «Интеллект» реализует функцию синтеза и функцию управления, но функция анализа, которая должна ответить на вопрос о необходимости и достаточности "карт", "слоев", "камер", "лучей", "реле", макрокоманд и т.д. на этапе проектирования, не видна (во всяком случае, в пособии я ее не увидел).
В этом, скорее, не вина разработчиков уважаемого ITV, а беда того времени, в которое ставилась постановка задачи: дать результат и "взять рынок". В конечном итоге получилась чрезвычайно увлекательная игра, в которую втянули взрослых, с хорошим образованием, специалистов советской школы - создавать системы безопасности, руководствуясь законами свободного направляемого рынка. И идеи системного подхода, на которых воспитывались выпускники советской высшей школы - по крайней мере этому учили г-да Чебышев, Поспелов, Детлаф, Яворский, Брин и многие другие - оказались выхолощены.

Мы также ставили эти системы, после нашего обучения поставим еще один "стрим" на 4 камеры в офисе. Но задача останется прежней: помочь Потребителю Безопасности в исследованиях перед закупкой «Интеллекта»: ЧТО ЖЕ все-таки поставить и где/как разместить? И речь даже не идет об отсутствии 3D-моделирования или о возможности верификации результатов. Или о вероятных маршрутах вероятного/ых субъекта/ов (кстати, в трагедии с "Невским экспрессом" известный подход с просчетом подобных маршрутов уводит в область закона больших чисел; в методах проектирования систем безопасности в т.ч. стратегических объектов оценки эффективности должны многократно проверяться и коррелироваться с обстоятельствами). В «Интеллекте» не определены критерии оптимизации (правила, законы) игры. А только законы способны очертить круг допустимых возможностей и внести ясность - в вопросах проектирования безопасности не должны работать законы свободного рынка. Потребителю безопасности надо помочь - речь идет о безопасности людей в первую очередь. Наглядное доказательство - неудачный эксперимент с расстановкой свыше 80 тыс. камер в Москве, из которых более 30 тыс. ничего не видят. Исполнителем проекта (может быть только поставщиком видеокамер), по слухам, являлся ITV. А кто же был проектировщиком?

Напрашивается единственный и далеко не новый вывод: вопросы проектирования систем безопасности и их эксплуатации - это вопрос ответственности, который определяется конкретикой ТЗ.